(Смирницкий Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка - 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых), архиеп. Воронежский и Задонский. Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.
31 янв. 1826 г. по рекомендации митр. Киевского Евгения (Болховитинова) А. был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апр. 1829 Воронежский и Задонский), 6 дек. 1832 г. возведен в сан архиепископа. Трудами и молитвами А. было совершено прославление свт. Митрофана, еп. Воронежского. «Еще ничего не было известно,- рассказывал А.,- как приносят мне из Сарова записку от о. Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». В 1830 г. А. начал готовить материалы к прославлению свт. Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 г., после 2-го донесения, мощи святого были признаны Синодом нетленными. 6-7 авг. 1832 г. в сослужении члена Синода архиеп. Тверского Григория (Постникова) и 12 священников А. возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на к-рых присутствовало более 60 тыс. верующих со всей России. Спустя 40 дней на поклонение свт. Митрофану прибыл имп. Николай I. В 1832 г. А. издал указ «вспоминать имя свт. Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году А. благословил префекту ДС архим. Иннокентию составить житие свт. Митрофана (издано в 1886 в «Воронежских ЕВ»). 25 июня 1833 г. мощи святителя были перенесены из Архангельского в возобновленный Благовещенский собор Митрофаниева мон-ря, после чего день перенесения мощей стал по указу А. общеепархиальным праздником. В 1834 г. по просьбе А. находившийся в Воронеже иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) составил житие свт. Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 г. по совету А. петербургским купцом С. Ф. Масленниковым был написан акафист свт. Митрофану. В 1842 г. Синодом был одобрен текст службы святителю, для 1-го издания проф. имп. Академии художеств Н. И. Уткиным была сделана гравюра свт. Митрофана, а в 1830 г. воронежским губернским секретарем И. В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение свт. Митрофана. К сер. 40-х гг. А. разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов Воронежских архиереев. А. был одним из инициаторов перевода на рус. язык творений святых отцов, особенно прп. Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 г. Способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконы, акафисты, душеполезные назидания. А. благословил Н. А. Мотовилова ехать в Курск и собирать сведения о родителях прп. Серафима Саровского.
Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю - Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя.
Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре.
Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске. Количество воспитанников Воронежской ДС при А. возросло с 485 в 1827 до 665 в 1845 г. А. регулярно посещал экзамены в семинарии и уч-щах, приглашал на них губернатора, предводителя дворянства и купечество. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XIX в., когда через Воронеж проходили многочисленные отряды на Кавказ, А. распорядился напутствовать воинов у мощей свт. Митрофана. Многие из офицеров и солдат при возвращении с войны благодарили А. за его молитвы. Объезжая благочиния Воронежской епархии, после богослужений А. устраивал народные обеды, посещал тюрьмы. Оказывал помощь нуждающимся как из личных средств, так и из сумм опекаемого им попечительства о бедных духовного звания и «Воронежского попечительного о бедных комитета». В 1830 г. А. открыл Воронежский тюремный комитет, в 1833 г. устроил подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 г. губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, в работе к-рого А. принял активное участие, в результате было выстроено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. А. посылал пожертвования в Иерусалим, в Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По благословению А. в Пантелеимона вмч. рус. мон-ре на Афоне был основан первый за пределами России храм во имя свт. Митрофана.
Особую заботу о своей пастве А. проявил во время эпидемий холеры 1830 и 1831 гг. В 1830 г. А. наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 г. А. издал указ о безвозмездных отпеваниях, причащении в холерных больницах, служении молебнов об избавлении от мора. Возобновил повсеместное почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.
Дважды, в кон. 30-х и нач. 40-х гг. XIX в., А. подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но получал отказы; А. в видении услышал голос свт. Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». 28 окт. 1841 г. в помощь А. было учреждено Острогожское вик-ство в Воронежской епархии, епископом Острогожским назначен Иринарх (Попов).
В последний год своей жизни, будучи больным, А. освятил 2 храма, находившиеся в 200 км от Воронежа: в Дивногорском мон-ре - во имя Рождества Иоанна Предтечи и Преображенский в хуторе Гнилом Острогожского у., действующие в наст. время. Накануне кончины А. продолжал посещать богослужения, молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 дек. 1846 г. вечером исповедовался, 18 дек. приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 дек. все дела по управлению епархией А. передал своему викарию, еп. Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь на 20 дек. провел в молитве, утром соборовался, распорядился раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия нуждающимся. Подписал последнее письмо на имя императора, а также продиктовал «Духовное завещание своей пастве», к-рое, оставшись без его подписи, не получило офиц. статуса. 20 дек. в полдень, благословив присутствующих, по окончании чтения отходной А. тихо скончался.
Первую панихиду по А. совершил еп. Елпидифор (Бенедиктов) в сослужении с духовенством Воронежской епархии. В С.-Петербурге заупокойное богослужение возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Антоний (Рафальский), в Москве - свт. Филарет (Дроздов), панихиды по А. служились по всей России. А. был погребен 27 дек. 1846 г. в Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря, в склепе, близ усыпальницы свт. Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита. А. завещал похоронить себя в схимническом облачении при самом входе в церковь (вне ее) с зап. стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами». В 1914 г. трудами архим. Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.
По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского.
Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя.
В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.
В нач. 90-х гг. XX в. на территории Акатова во имя свт. Алексия женского мон-ря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки к-рых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя А. упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его могила. К 2001 г. завершалась подготовка материалов об А. для предоставления в синодальную Комиссию по канонизации: составлены житие, проект службы, написана икона; продолжается запись чудес по молитвам А., уточняется место его погребения.
26 мая 2003 г. А. был причислен к лику местночтимых святых, а в 2008 г. на Архиерейском Соборе прославлен в лике общецерк. святых.
Живописный портрет А. находился в собрании КДА. Д. А. Ровинский указывает на существование 3 гравированных портретов святителя, первый создан при жизни А., очевидно после награждения орденом св. Владимира 2-й степени (1837). На нем А. представлен в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, панагией, крестом и орденским знаком на груди (раскрашенные оттиски в ГИМ, ЦАК МДА). На гравюре 1852 г. подобной иконографии, помещенной в издании Н. М. Савостьянова («Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». СПб., 1852), А. изображен с орденскими знаками св. Александра Невского и св. Владимира, на клобуке алмазный крест, в левой руке жезл, по преданию принадлежавший свт. Митрофану Воронежскому, под портретом факсимиле автографа.